МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Дата проведения: 19 сентября 2012г.
Тема: «Развитие социально-ориентированных компетенций
детских объединений, как необходимый элемент социокультурного пространства»
В современных условиях развития нашего общества воспитанию личности принадлежит значимая роль.
Воспитание как социальный институт включает в себя: совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания; набор социальных ролей; воспитательные организации различных типов и видов; системы воспитания и органы управления ими; набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных; ресурсы – личностные, духовные, информационные, финансовые, материальные (А.В. Мудрик).
Основной функцией воспитания сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире. Проблема формирования такой личности выходит далеко за рамки школьного воспитания, и задача взаимодействия со средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане. Современные требования к организации воспитания предполагают интенсивные поиски различных форм и способов взаимодействия социокультурных институтов, которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, духовной, художественной, экономической, экологической жизни растущего человека в едином жизненном пространстве.
Основываясь на представленных выше определениях, нужно рассматривать в работе как различные образовательные и воспитательные организации (дошкольные учреждения, школы, УДО, вузы и др.) так и институты, традиционно относящиеся к необразовательной сфере, но имеющие в составе своих функций образовательный компонент и/или участвующие в воспитании личности (театры, музеи, библиотеки, общественные организации, молодежные движения, семья и др.). Совместное решение социокультурными институтами задач воспитания основывается, прежде всего, на их взаимодействии по достижению общих целей и результатов.
Школе по–прежнему в большинстве случаев принадлежит ведущая роль в этом взаимодействии, но в последнее время важную роль стали играть также учреждения дополнительного образования, каким и является наш Центр.
На необходимость использования потенциала окружающих школу иных социокультурных институтов неоднократно указывали теоретики и практики советской педагогики – представители «педагогики среды» (Н.Н. Иорданский, С.А. Каменев, М.В. Крупенина, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, Е.И. Тихеева и др.), педологи и психологи: М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Ю. Залкинд, А.Р. Лурия, С.С. Моложавый и др. Практика свидетельствует о том, что сегодня повсеместно появляются примеры разнообразного, вариативного, демократически соорганизованного опыта заинтересованных субъектов воспитательного пространства. В этом случае, одной из главных задач деятельности Центра является активное участие в социокультурном пространстве близлежащих территорий.
Творческая социокультурная деятельность - одно из основных направлений социально-воспитательной работы Центра с населением по месту жительства и в близлежащих населенных пунктах:
- Микрорайон «Ферма»
- Микрорайон «Птицеград»
- Поселок Лоза
- Поселок Смена
- Поселок Шарапово
- Деревня Абрамово
- Деревня Тураково
- Деревня Новоселки
Органами местного самоуправления, культурно-досуговыми, образовательными, дошкольными учреждениями регулярно организуются на своих территориях местные праздники, тематические концерты, народные гуляния, такие как Новый год, Масленица, День Победы, День учителя и т.д., используя, в первую очередь, творческий и социокультурный потенциал учреждений и организаций территории, где проходит мероприятие, привлекая по мере необходимости иные творческие коллективы.
Выявление же таких творческих коллективов, которых можно пригласить на местные мероприятия происходит через ежегодные проводимые творческие конкурсы и фестивали среди детей, подростков и молодежи. Развитие творческих фестивалей, спортивных турниров по месту жительства необходимо рассматривать как социокультурный, воспитательный, ресурсный проект, характеризующийся процессом социализации, который имеет первостепенное в наши дни гражданско-патриотическое и культурно-нравственное значение в формировании положительной среды, культурного кода территории.
Задача Центра детского творчества «Кругозор», и в частности творческих и спортивных объединений Центра не только принимать активное участие в социокультурной деятельности территорий, но и самим быть организаторами культурно-воспитательных мероприятий.
Творческие коллективы по месту жительства должны социально адаптироваться и формировать социокультурные программы согласно социальному заказу местных властей, других организаций на выполнение общественно-значимых программ. Эти коллективы должны готовить специальный репертуар для населения, опираясь на календарь тематических и народных праздников. Безусловно, такие местные праздники имеют особое влияние на зрителя и способствуют формированию культуры и духовности населения. Кроме этого, активное участие коллективов и объединений ЦДТ «Кругозор» в местных праздниках, поможет населению лучше познакомиться с их деятельностью и творчеству, способствовать пропаганде деятельности ЦДТ среди населения.
Для современной социальной культуры важны не только качество, высокий уровень артистов, очень важна содержательная часть репертуара: подбор текстов, музыки, смыслового подтекста, жанра и содержание танцев и т.д. От развлекательных массовых программ поп-культуры социокультурные программы должны отличаться культурно-воспитательным воздействием на сознание человека, на его воспитание, образование, нравственно-интеллектуальное развитие.
Сотрудникам Центра необходимо планировать и воплощать в жизнь максимальное количество местных праздников, праздников дворов, улиц, творческих фестивалей и конкурсов по разнообразным направлениям.
Анализируя деятельность Центра в этом направлении, можно сделать вывод, что коллективы Центра недостаточно активно участвуют, а тем более организуют мероприятия социокультурного характера. В основном деятельность распространяется на микрорайон Ферма, где находится учреждение, здесь коллективы активно принимают участие в социокультурной работе, с удовольствием откликаются на любые приглашения таких учреждений, как Дом Офицеров, библиотеки, СОШ №18, детские сады, гарнизонный клуб. Что же касается других близлежащих территорий, то выезды туда осуществляются достаточно редко. Как правило, это разовые мероприятия по приглашению другой стороны. Такое положение требует определенного вмешательства. Педагогическому составу Центра необходимо активизировать свои усилия в распространении своего творчества, объединить их с властями местного самоуправления, найти контакт с учреждениями культуры, образовательными учреждениями.
Как многопрофильное учреждение дополнительного образования, Центр детского творчества «Кругозор» несет определенную ответственность за развитие у населения микрорайона потребности в культуре, творческом развитии , за воспитание адекватного, культурного восприятия окружающего социума, потребности в самовыражении личности через социально значимое творчество.
Список литературы:
Методические рекомендации в помощь руководителям по формированию социально-воспитательного репертуара – М.,2011г.
Датапроведения: 12 декабря 2012г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Тема: «Профилактическаядеятельность по предупреждению правонарушений подростков, педагогическая помощь и поддержка детей СГР»
Выступление сдокладом педагога дополнительного образования Котенко Т.С.
На протяжении длительного времени дляобщества в целом была и остаётся актуальной задача по искоренению преступности,по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе.Человека воспитывает семья, школа, общество. Способность семьи эффективнофункционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детскоенепослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являютсяважными указателями последующих правонарушений.
Категория детей «группы риска» является предметом исследования различныхотраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характеризучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.
В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей«группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к даннойкатегории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическомразвитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,социализации в целом.
Осложнение социально-экономических условий жизни населения, воздействиесредств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащиеустановкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему«дети группы риска».
Принадлежность детей к группе риска обусловлена различнойнеблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. Это категориядетей в силу определенных причин своей жизни более других категории подверженанегативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальныхэлементов ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
Дети «группы риска» - это тедети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторыхнежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствиянормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которыевоздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большуювероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки,социальная и педагогическая запущенность, и т. п. Поэтому представляетсяцелесообразным относить к детям «группы риска» младших школьников сособенностями в развитии.
Социально незащищенные (группы риска) и педагогически запущенные дети, восновном психологически и физически здоровы, но стали трудными из-занеправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени.
Социально-педагогическаязапущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка,проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельностии общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуацияразвития социально-педагогической запущенности складывается из сочетанийхарактеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательногопроцесса и внутренней позиции ребенка.
Социально-педагогическая запущенность во многом определяетсяособенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основнымифакторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей,низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развитиядетей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватнойвозрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушенообщение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитиеимеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.
Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категориидетей:
1) дети спроблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологическойхарактеристики;
2) дети,оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети изнеблагополучных, асоциальных семей;
4) дети изсемей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощии поддержке;
5) дети спроявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Особенностью детей «группы риска» является то, что они находятся подвоздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать илинет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое вниманиеспециалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторови создания условия для оптимального развития детей.
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, какправило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти.Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти детинаходятся под воздействием нежелательных факторов.
Среди факторов социального риска, выделяются следующие, имеющиенаибольшее значение в плане воспитания детей и подростков:
1)Социально-экономическиефакторы;
2)Медико-социальные факторы;
3)Социально-демографические;
4)Социально-психологические факторы.
В современных социальных условиях вряд ли можно обнаружить детей,которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или инойстепени выраженности. Но все перечисленные факторы могут являться причинойнарушения в развитии ребенка и вовсе не определяют, чем он рискует вдействительности. Не сама причина является риском, а то, что следует из этойпричины. Понятно, что наибольшему риску могут подвергаться дети изнеблагополучных семей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории группыриска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие.
Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможновыделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чащевсего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делаютневозможным дальнейшее проживание в семьях, где создается прямая угрозаздоровью ребенка и его жизни.
У детей возникают значительные отклонения,как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта- нарушение социализации в широком смысле слова.
Семейное неблагополучие порождает массупроблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушениюценностных ориентации.
В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываютсяпроблемы самих родителей, корнями, уходящими в их собственное детство.
Проживание в асоциальных семьях приводит к снижению у детей эмпатии -способности понимать других и сочувствовать им, а некоторых случаях кэмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогови других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с егостороны.
Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других,прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших втаких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят всебя, в свои возможности.
По данным социологических и психологических исследований, подросткигруппы риска имеют следующие особенности:
1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание,активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможностидобиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойноеположение среди сверстников, достичь материального благополучия.
2. Проецирование на себя современной жизни собственных родителей,напоминающей гонки на выживание.
3. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей иодновременно психологическая автономия.
4. Среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, навтором - материальное благополучие, на третьем - здоровье.
5. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни.Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт -один из источников стресса.
6. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни - примертех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку,гараж, машину и т.д.) - без знания подлинных путей достижения таких«ценностей».
7. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.
8. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получатьот жизни одни удовольствия.
9. Изменение направленности интересов - свободное времяпрепровождение(в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уходиз дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
10. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении,приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности иценности другого человека.
Смысл жизни и ценностные ориентации у детей группы риска отличаются помногим проявлениям от смысла жизни и ценностных ориентации у детей,воспитывающихся в нормальных условиях. Реализация ценностей у группы рискаосуществляется путем самоутверждения в том, что кажется особенно важным,проявления независимости и смелости граничащей с нарушением закона, а такжепутем принятия особой жизненной позиции в обществе; для входящих в даннуюгруппу подростков характерна пассивность в их достижении.
В ценностный ряд подростков и старших юношей группы риска не входяттакие качества, как честность, ответственность, терпимость, чуткость. Ониуверены в том, что от них ничего не зависит, и поэтому всегда ищут себепокровителей, их интересует не общественное признание деятельности, а лишьсобственный статус в обществе.
Склонность к свободе, независимости приводит к поиску такойдеятельности, которая приносит только материальное удовлетворение, и в способах«добывания» средств они проявляют неразборчивость. Особенно чувствительными кперемене ценностей и смысла жизни среди группы риска оказываются юноши, возрасткоторых колеблется от 16 до 23 лет.
Особенностью подростков группы риска является переживание одиночества ибеспомощность. Понятие «беспомощность» рассматривается как такое состояниеподростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает ине может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии.
Работа с детьми группы риска должна строиться по принципу оказанияподдержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда должна предполагать дванаправления - оказания помощи ребенку и изменение отношений в семье. Лучшевсего ребенку жить со своими родителями. Никакие учреждениясоциально-педагогической поддержки (детские дома, приюты, социальные гостиницы,кризисные центры и т.д.) не заменят ему дом.
В связи с этим необходимо взаимодействие специалистов по оказаниисоциальной помощи и поддержки детям группы риска. Оказание помощи детям разнымиучреждениями и специалистами всех уровней зачастую проводиться параллельно, ане комплексно, что малоэффективно и не дает ожидаемого результата.
Специалисты, оказывающие помощь и поддержку детям и подросткам группариска, испытывают большие затруднения в работе с неблагополучными семьями, вкоторых живут эти дети. Рекомендации к возможным действиям специалистов прирешении проблем таких трудных детей и подростков, опираются на предположение,что семья является провоцирующим фактором их поведения и особенности развития.
Формы и методысоциально-педагогической поддержки
Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей«группы риска» строится на следующих принципах:
· принцип уважения индивидуальности личности (еслиподавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности испособности не разовьются);
· принцип коллективной деятельности (личностьдолжна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильноорганизованной коллективной деятельности расцветает);
· принцип разумной требовательности (можно все,что не противоречит закону, правилам школьного распорядка, не вредит здоровью,не унижает достоинство других);
· принцип возрастного подхода (каждый возрастнойпериод позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательноговоздействия);
· принцип диалога (уравнивание позиций педагога ишкольника, взрослого и ребенка помогает достичь доверительных отношений.Ребенок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные путирешения многих проблем, задач, проектов);
· принцип педагогической поддержки (ребенок недолжен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видетьв педагоге учителя, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этимнезнанием);
· принцип стимулирования самовоспитания (каждыйшкольник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки,воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такиеусловия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своейдеятельности);
· принцип связи с реальной жизнью (дела,организуемые и проводимые в школе, должны соприкасаться с реальными деламипоселка, района, области, страны. Дети должны чувствовать себя гражданамиРоссии, действовать на ее благо);
· принцип согласования (все действия педагоговдолжны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того,каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобысоздать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей).
Соблюдение прав детей группы риска на полноценное образование,воспитание и развитие во многом зависит от подхода, выбранного специалистами.Поскольку с особенными детьми младшего школьного возраста работает многоспециалистов самой разной направленности, то сегодня в практике наблюдаетсяширокий спектр подходов к их воспитанию. Наиболее часто используютсядефектоцентрический, социальный, комплексный подходы, которые не в равнойстепени согласуются с гуманистической установкой и чаще всего не позволяютрассматривать особенных детей в качестве «группы риска».
Интегративный подход к воспитанию младших школьников с особенностями вразвитии осуществляется при условии причисления их к «группе риска» и егоосуществление невозможно только в рамках системы специального образования, гдедети воспитываются достаточно изолированно от естественной социальной среды.Для успешного социального воспитания младших школьников «группы риска»необходима их интеграция в среду обычных сверстников. В современных условиях эту задачуможно решать в рамках системы дополнительного образования.
Теоретические исследования отечественной педагогической науки ипедагогическая практика подтверждают тот факт, что дополнительное образование- это необходимая интегративная часть комплексного, гуманистическинаправленного, социокультурно ориентированного воспитания младших школьников«группы риска». Дополнительное образование создает условия успешной интеграцииособенных детей в естественную социальную среду, начиная с дошкольного имладшего школьного возраста.
Выступление заместителя директора по УВР Суховой С.Ю.
Тема: Формы и методыработы по предупреждению правонарушений подростков, педагогическая помощь и поддержка детей СГР
Основныминаправлениями деятельности являются:
· профилактическая работа;
· социально-педагогическое сопровождение детей,состоящих на профилактическом учете;
· информационно-методическое сопровождение;
· взаимодействие с семьей.
Профилактическая работа:
1. Вовлечение детей, попавших втрудную жизненную ситуацию, в кружковую деятельность.
2. Организация различных видовдосуговой деятельности в соответствии со склонностями и интересами детей.
3. Работа с родителями.
4. Профилактика зависимостей,вредных привычек.
С целью привлечения детей вдетские объединения учреждений дополнительного образования в течение учебного года пропагандируетсядеятельность учреждения:
Наглядная реклама:
· информация в печатных средствах массовойинформации;
· видеоролик по каналам местного телевидения и вшколах;
· рекламная афиша (развешивается в школах,учреждениях, на досках объявлений);
· визитка (распространяется среди детей);
· выставка работ воспитанников детскогообъединения (в основном помещении учреждения дополнительного образования детейили передвижной вариант и т.д..
Устная реклама организуется в виде устных объявлений вобщеобразовательных школах.
Запись в детские объединения.
Продолжение »