…лям педагогическихработников аттестационные листы и выписку поустановленной форме из приказа Министерства об утверждении решенияаттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников сцелью подтверждения соответствия занимаемой должности не позднее 30 календарныхдней с даты принятия решения аттестационными комиссиями Министерства.

4.3.      Отдел аттестации:

- готовит проектраспорядительного акта Министерства об утверждении решения аттестационнойкомиссии о результатах аттестации педагогических работников с цельюподтверждения соответствия занимаемой должности;

-           принимает участие в оформленииаттестационных листов совместно с координатором, обеспечивает правильностьоформления аттестационных листов;

- направляет работодателям педагогическихработников через координатора выписку из приказаМинистерства об утверждении решения аттестационной комиссии о результатахаттестации педагогических работников с целью подтверждениясоответствия занимаемой должности и аттестационные листы не позднее 30календарных дней с даты принятия решения аттестационными комиссиями  Министерства. 

Выступление

на совещании 17.03.2011

начальникарегионального научно-методического центра

экспертнойоценки педагогической деятельности

ДолгоаршинныхНелли Владимировны

 

Методика проведения экспертной оценки уровняквалификации педагогических работников Московской области

 

Профессионализмпедагогических работников становится решающим фактором обеспечения качестваобразования. Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализмапедагогических работников является аттестация.

Под аттестацией работников, как правило, понимаютпериодическую комплексную проверкууровня профессиональных, деловых, личностных, качеств работника посоответствующей должности. Основные задачи аттестации педагогических работниковэто:

-       оценка уровня квалификации педагога для установлениясоответствия требованиям занимаемой должности и требованиям, предъявляемым кквалификационным категориям (первой или высшей) на основе анализа ихпрофессиональной деятельности.

-       стимулирование целенаправленного повышения уровняквалификации педагогических работников, повышение эффективности и качествапедагогического труда.

Оценка уровняквалификации педагогических работников – важная часть аттестационной процедуры. ГОУ Педагогическая академия являетсярегиональным оператором экспертной оценки педагогической деятельностипедагогических работников Московской области. На базе академии создан Региональныйнаучно-методический центр экспертной оценки педагогической деятельности.

С 1 января 2011 года начал действовать новыйпорядок аттестации педагогических работников. В связи с этим перед нашим центомбыла задача разработать методику проведения экспертной оценки уровняквалификации педагогических работников Московской области.

При разработке методики мы опирались нанормативно-правовые основы аттестации. Предлагаемая нами методика построена накомплексном подходе, она вносит прозрачность в критерии и методы оцениванияпрофессиональной квалификации педагога.

Существует2 вида аттестации: обязательная и добровольная. Обязательная аттестация проводитсяс целью подтверждения соответствия занимаемой должности дляпедагогических работников. Добровольная – для     установления соответствия уровняквалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационнымкатегориям.

         Добровольнаяаттестация включает в себя проведение письменного квалификационногоиспытания (возможно в форме компьютерного тестирования). Письменноеквалификационное испытание с целью подтверждения соответствия занимаемойдолжности также может быть проведено в рамках курсов повышения квалификации приизучении программ: Инвариант академический (36 ч.) + Инвариант кафедральный (72ч.) в региональной сети.

Вопросыразработаны с учетом основных требований к знаниям учителя в соответствии с«Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов ислужащих» (Приказ от 26 августа 2010 № 761н), раздел «Квалификационныехарактеристики должностей работников образования».

Всодержание письменного квалификационного испытания будут включены следующиевопросы:

Вопросы на знание нормативно-правовойбазы, теоретических и практических основ педагогической деятельности

-      Приоритетные направления развития образовательнойсистемы РФ.

-      Законы и иные нормативные правовые акты,регламентирующие образовательную деятельность.

-      Нормативные документы по вопросам обучения ивоспитания детей и молодежи.

-      Национальная образовательная инициатива «Наша новаяшкола».

-      Педагогика, психология.

-      Правила по охране труда и пожарной безопасности.

-      Современные педагогические технологии продуктивного,дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода,развивающего обучения.

-      Технологии диагностики причин  конфликтных ситуаций, их профилактики иразрешения.

-      Методика воспитательной работы.

Вопросы на знание предмета

-      Современные учебные программы по предмету.

-      Учебники по преподаваемому предмету.

-       Содержаниепредмета.

Знание информационно-коммуникационныхтехнологий

Основы работы с:

-      текстовыми редакторами;

-      электронными таблицами;

-      электронной почтой;

-       мультимедийнымоборудованием.

Дляподготовки к прохождению аттестации с целью установления соответствия уровняквалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационнымкатегориям, педагогический работник должен сделать следующее:

-      собрать материалы, подтверждающие право наустановление педагогическим работникам первой или высшей квалификационнойкатегории (сертификаты, грамоты, дипломы, благодарности, копии приказов,справок и др.);

-      подготовить информацию об использовании современныхобразовательных технологий и методик в практической профессиональнойдеятельности учителя;

-      подготовиться к проведению открытого урока /  мероприятия.

Во времяпроведения аттестации экспертная комиссия осуществляет выезд в образовательноеучреждение аттестуемого педагогического работника, проводит экспертизупредставленных материалов, посещает открытый урок / мероприятие, готовитэкспертное заключение особой форме.

Разрабатываяметодику экспертной оценки педагогической деятельности с целью установлениясоответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшейквалификационным категориям и форму экспертного заключения, мы опирались наПорядок аттестации педагогических работников, утвержденный ПриказомМинистерства образования и науки Российской Федерации  № 209 от 24 марта 2010 года (п. 30, 31).

Экспертыпри заполнении экспертного заключения проставляют баллы по 3 параметрам,которые определены Порядком аттестации педагогических работников:

1. Первая ивысшая квалификационная категория может быть установлена педагогическимработникам, которые:

       владеютсовременными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяютих в практической профессиональной деятельности (п.30, 31).

Оцениватьпо этому параметру сложнее всего. Планируем, что в дальнейшем вся процедураоценки будет разработана пошагово. На данный момент мы предлагаем учительсначала оценить свою деятельность по владению современными образовательнымитехнологиями и методиками самостоятельно – выбрать те технологии, которые онсистемно использует в УВП (см. таблицу).

Затемучитель заполняет таблицу, в которой должно быть представлено не более 5технологий /методик.

 

Современные образовательные технологии и методики в практическойпрофессиональной деятельности учителя

 

п/п

Современные образовательные технологии и/или методики

Цель использования технологий и/или методик

Описание внедрения

технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологий и/или методик

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

Эксперт оцениваетработу учителя по использованию современных образовательных технологий иметодик (не более 5 технологий/методик) на основании посещения открытого урокаи анализа информации из таблицы.

Следующийпараметр – первая и высшая квалификационная категория может быть установленапедагогическим работникам, которые:

-      вносят личный вклад в повышение качества образования на основесовершенствования методов обучения и воспитания (п. 30);

-      вносят личный вклад в повышение качества образования на основесовершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, восвоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственныйопыт в области повышения качества образования и воспитания (п. 31).

Мы постарались включить все те показатели, которыемогут наиболее точно представить деятельность учителя в межаттестационныйпериод (обращаем Ваше внимание, что все должно быть подтверждено документами).

 

Показатели

Подтверждающие документы

Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях и др.

Наличие сертификатов

Проведение открытых уроков, занятий, мероприятий, мастер-классов и др.

Наличие сертификатов

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации

Наличие публикаций

 

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта на сайте

Наличие материалов на сайте и их представление

Участие в проектно-исследовательской, опытно-экспериментальной и др. научной деятельности.

Продолжение »