4.3. Отдел аттестации:
- готовит проектраспорядительного акта Министерства об утверждении решения аттестационнойкомиссии о результатах аттестации педагогических работников с цельюподтверждения соответствия занимаемой должности;
- принимает участие в оформленииаттестационных листов совместно с координатором, обеспечивает правильностьоформления аттестационных листов;
- направляет работодателям педагогическихработников через координатора выписку из приказаМинистерства об утверждении решения аттестационной комиссии о результатахаттестации педагогических работников с целью подтверждениясоответствия занимаемой должности и аттестационные листы не позднее 30календарных дней с даты принятия решения аттестационными комиссиями Министерства.
Выступление
на совещании 17.03.2011
начальникарегионального научно-методического центра
экспертнойоценки педагогической деятельности
ДолгоаршинныхНелли Владимировны
Методика проведения экспертной оценки уровняквалификации педагогических работников Московской области
Профессионализмпедагогических работников становится решающим фактором обеспечения качестваобразования. Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализмапедагогических работников является аттестация.
Под аттестацией работников, как правило, понимаютпериодическую комплексную проверкууровня профессиональных, деловых, личностных, качеств работника посоответствующей должности. Основные задачи аттестации педагогических работниковэто:
- оценка уровня квалификации педагога для установлениясоответствия требованиям занимаемой должности и требованиям, предъявляемым кквалификационным категориям (первой или высшей) на основе анализа ихпрофессиональной деятельности.
- стимулирование целенаправленного повышения уровняквалификации педагогических работников, повышение эффективности и качествапедагогического труда.
Оценка уровняквалификации педагогических работников – важная часть аттестационной процедуры. ГОУ Педагогическая академия являетсярегиональным оператором экспертной оценки педагогической деятельностипедагогических работников Московской области. На базе академии создан Региональныйнаучно-методический центр экспертной оценки педагогической деятельности.
С 1 января 2011 года начал действовать новыйпорядок аттестации педагогических работников. В связи с этим перед нашим центомбыла задача разработать методику проведения экспертной оценки уровняквалификации педагогических работников Московской области.
При разработке методики мы опирались нанормативно-правовые основы аттестации. Предлагаемая нами методика построена накомплексном подходе, она вносит прозрачность в критерии и методы оцениванияпрофессиональной квалификации педагога.
Существует2 вида аттестации: обязательная и добровольная. Обязательная аттестация проводитсяс целью подтверждения соответствия занимаемой должности дляпедагогических работников. Добровольная – для установления соответствия уровняквалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационнымкатегориям.
Добровольнаяаттестация включает в себя проведение письменного квалификационногоиспытания (возможно в форме компьютерного тестирования). Письменноеквалификационное испытание с целью подтверждения соответствия занимаемойдолжности также может быть проведено в рамках курсов повышения квалификации приизучении программ: Инвариант академический (36 ч.) + Инвариант кафедральный (72ч.) в региональной сети.
Вопросыразработаны с учетом основных требований к знаниям учителя в соответствии с«Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов ислужащих» (Приказ от 26 августа 2010 № 761н), раздел «Квалификационныехарактеристики должностей работников образования».
Всодержание письменного квалификационного испытания будут включены следующиевопросы:
Вопросы на знание нормативно-правовойбазы, теоретических и практических основ педагогической деятельности
- Приоритетные направления развития образовательнойсистемы РФ.
- Законы и иные нормативные правовые акты,регламентирующие образовательную деятельность.
- Нормативные документы по вопросам обучения ивоспитания детей и молодежи.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новаяшкола».
- Педагогика, психология.
- Правила по охране труда и пожарной безопасности.
- Современные педагогические технологии продуктивного,дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода,развивающего обучения.
- Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики иразрешения.
- Методика воспитательной работы.
Вопросы на знание предмета
- Современные учебные программы по предмету.
- Учебники по преподаваемому предмету.
- Содержаниепредмета.
Знание информационно-коммуникационныхтехнологий
Основы работы с:
- текстовыми редакторами;
- электронными таблицами;
- электронной почтой;
- мультимедийнымоборудованием.
Дляподготовки к прохождению аттестации с целью установления соответствия уровняквалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационнымкатегориям, педагогический работник должен сделать следующее:
- собрать материалы, подтверждающие право наустановление педагогическим работникам первой или высшей квалификационнойкатегории (сертификаты, грамоты, дипломы, благодарности, копии приказов,справок и др.);
- подготовить информацию об использовании современныхобразовательных технологий и методик в практической профессиональнойдеятельности учителя;
- подготовиться к проведению открытого урока / мероприятия.
Во времяпроведения аттестации экспертная комиссия осуществляет выезд в образовательноеучреждение аттестуемого педагогического работника, проводит экспертизупредставленных материалов, посещает открытый урок / мероприятие, готовитэкспертное заключение особой форме.
Разрабатываяметодику экспертной оценки педагогической деятельности с целью установлениясоответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшейквалификационным категориям и форму экспертного заключения, мы опирались наПорядок аттестации педагогических работников, утвержденный ПриказомМинистерства образования и науки Российской Федерации № 209 от 24 марта 2010 года (п. 30, 31).
Экспертыпри заполнении экспертного заключения проставляют баллы по 3 параметрам,которые определены Порядком аттестации педагогических работников:
1. Первая ивысшая квалификационная категория может быть установлена педагогическимработникам, которые:
– владеютсовременными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяютих в практической профессиональной деятельности (п.30, 31).
Оцениватьпо этому параметру сложнее всего. Планируем, что в дальнейшем вся процедураоценки будет разработана пошагово. На данный момент мы предлагаем учительсначала оценить свою деятельность по владению современными образовательнымитехнологиями и методиками самостоятельно – выбрать те технологии, которые онсистемно использует в УВП (см. таблицу).
Затемучитель заполняет таблицу, в которой должно быть представлено не более 5технологий /методик.
Современные образовательные технологии и методики в практическойпрофессиональной деятельности учителя
№ п/п | Современные образовательные технологии и/или методики | Цель использования технологий и/или методик | Описание внедрения технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности | Результат использования технологий и/или методик |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
Эксперт оцениваетработу учителя по использованию современных образовательных технологий иметодик (не более 5 технологий/методик) на основании посещения открытого урокаи анализа информации из таблицы.
Следующийпараметр – первая и высшая квалификационная категория может быть установленапедагогическим работникам, которые:
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основесовершенствования методов обучения и воспитания (п. 30);
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основесовершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, восвоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственныйопыт в области повышения качества образования и воспитания (п. 31).
Мы постарались включить все те показатели, которыемогут наиболее точно представить деятельность учителя в межаттестационныйпериод (обращаем Ваше внимание, что все должно быть подтверждено документами).
Показатели | Подтверждающие документы | |
Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, секциях и др. | Наличие сертификатов | |
Проведение открытых уроков, занятий, мероприятий, мастер-классов и др. | Наличие сертификатов | |
Научные, научно-методические и учебно-методические публикации | Наличие публикаций
| |
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта на сайте | Наличие материалов на сайте и их представление | |
Участие в проектно-исследовательской, опытно-экспериментальной и др. научной деятельности. | Продолжение » |
|